Активное долголетие
Национальная стратегия разработана в целях создания условий для наиболее полной и эффективной реализации потенциала пожилых граждан, устойчивого повышения качества их жизни посредством системной адаптации государственных и общественных институтов к проблеме старения населения.
Она построена на принципе «Никого не оставить в стороне», предусмотренном в повестке дня в области устойчивого развития на период до 2030 года, и направлена на достижение практически всех целей в области устойчивого развития.
Среди основных принципов стратегии: гармонизация усилий государства, общества, семьи для наиболее полного и эффективного включения пожилых граждан во все сферы жизнедеятельности общества; соблюдение прав и законных интересов пожилых граждан во всех сферах жизнедеятельности общества, гендерное равенство; вовлеченность пожилых граждан и их участие в принятии решений на всех уровнях управления; содействие устойчивому экономическому развитию страны и др.
- обеспечение защиты прав и достоинства пожилых граждан, создание условий для их социальной включенности и всестороннего участия в жизни общества;
- стимулирование более продолжительной трудовой жизни, формирование комфортного уровня дохода пожилых граждан;
- обеспечение возможности для обучения в течение всей жизни, расширение доступа к получению образования и повышению квалификации;
- создание условий для здоровой и безопасной жизни, активного долголетия;
- развитие социального обслуживания для обеспечения достойного качества жизни пожилых граждан;
- создание адаптированной к потребностям пожилых граждан инфраструктуры и среды жизнедеятельности.
- организация работы советов пожилых граждан, созданных при местных исполнительных и распорядительных органах;
- организация правового просвещения пожилых граждан;
- организация работы кружков, клубных формирований для пожилых граждан на базе организаций культуры, профсоюзных и ведомственных организаций, общественных объединений, реализация культурно-творческих, социокультурных и других проектов для пожилых граждан;
- организация экскурсионных поездок, разработка туристических маршрутов по Республике Беларусь, адаптированных для пожилых граждан;
- обеспечение наличия в коллективных договорах, тарифных и местных соглашениях норм, предусматривающих меры по противодействию возрастной дискриминации при приеме, сохранении, продвижении и увольнении работников;
- включение в коллективные договоры, тарифные и местные соглашения норм, предусматривающих меры социальной поддержки пенсионеров, ранее работавших в соответствующих организациях;
- организация обучающих курсов для пожилых граждан в учреждениях образования;
- организация занятий по повышению компьютерной и финансовой грамотности пожилых граждан, освоению социальных сетей, осуществлению платежей посредством сети Интернет;
- организация повышения квалификации для медицинских работников в части ведения геронтологических пациентов;
- разработка и реализация нормативного правового акта, регламентирующего оказание услуг медико-социальной помощи на дому;
- совершенствование законодательства, регулирующего вопросы социального обслуживания пожилых граждан;
- разработка, апробация и внедрение механизма определения нуждаемости в социальных услугах на основании оценки индивидуальной потребности. Законодательное закрепление механизма определения нуждаемости в социальных услугах на основании оценки индивидуальной потребности;
- развитие механизма государственного социального заказа;
- создание и развитие площадок для общения, культурного и спортивного досуга пожилых граждан.